Avrukinesque ([info]avrukinesku) wrote,
@ 2003-10-30 23:06:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Sotto Voce*
(страшный рассказ)

N не помнил, как заснул, а если бы и помнил, то ценность подобных воспоминаний сомнительна. Спасительное утомление – награда за предшествующую бессонницу – сработало как ампула-пуля, вонзаемая гуманными охотниками в исчезающих с лица земли львов. Сон налетел, как ураган. Еле выключив лампу, N повалился. И пробыл в забытьи какое-то время – из тех странных времен, где миг неотличим от часа. Очнувшись, сообразил, что сон перебит сном: вокруг был разгар, а точнее, расчернь ночи, и теперь вряд ли заснуть. Он понял, что его разбудило: чей-то приглушенный голос. Не впервые драгоценному сну вскрывали вены наглые уличные звуки: междометия мусорщиков, дрязги соседей, бельканто бездомных певцов, просто чьи-то бескорыстные вопли. Но этот голос был особенным: N не мог определить ни тембр его, ни источник.
Женский или мужской? Или не голос, а гул? За окном? За стеной? Видимо, воды сна еще набегали на берег яви: отзвуки и отсветы приснившегося и тотчас забытого кошмара затуманивали слух. Ведь и собственную комнату припомнишь не сразу. Сейчас, сейчас он узнает, определит, специфицирует. Чтобы ненависть к побудчику была концентрированной, она должна знать предмет. N поднялся с постели, подивившись тяжести в членах, да и тяжести мысли. Отдернул занавеску. Она скользнула без обычного раздражающего скрежетка. В окно заструился рассеянный уличный свет. N бы сказал «медленно», если бы не груз знания. «Скорость света сегодня неузнаваема», – ухмыльнулся он. Для ночи в центре Лос-Анджелеса стояла необычайная тишь. Почти абсолютная, если не считать этот голос. Такая, что если прислушаться, услышишь тиканье часов. N прислушался. И не услышал. Вероятно, их заглушало бубнение. Голос как бубен. Но что же он говорит? Что подвывает?
Нет, не в квартире. N залепил уши затычками и снова лег. «Как Улисс», – подумал он, но ошибся: голос проникал сквозь.
В сердцах, N ударил кулаком в воображаемое лицо голосящего. И ногою в живот. И когда тот согнулся, ребром ладони – по шее. В кинематографе такой удар обычно смертелен. Вскочил, бросился к двери и, несколько угомонив разъяренность, сбежал по ступенькам. Тот же бледно-молочный свет заливал их. N вышел на улицу. Возможно, сейчас он совершит давно мечтаемый поступок, отыщет бродягу и...
Но голос не становился ни четче, ни громче. Сотто воче, сотто воче, – вспомнился музыкальный, кажется, сленг. N поднял глаза. Покатое черное небо, ни единой ничтожной звезды. Настолько низкое, что впору коснуться. Он и коснулся. И вскрикнул. Шероховатая, словно древесная поверхность. Но не с неба же он подцепил занозу. Вероятно, наткнулся на невидимую полуотрубленную ветку.
Голос снова заныл. N, отшагав улицу Гарднер, вышел на Сансет-бульвар. Ни одной мчащейся машины. И тот же грубо сколоченный небосвод. Неслыханно. В три часа ночи, правда, он здесь впервые. С другой стороны, когда-то же должен быть приступ затишья – на самой границе между ночью и утром. Но отчего ж так темно? О чем думает мэр? Впрочем, там, над кривой улицей Терра, перерезающей горло Сансета, – висит пара созвездий. И мерцают звезды помельче. Слава богу. В такой египетской тьме и удаленные светила могут нести утешение. От них по меньшей мере исходит родной металлический блеск. Там же, чуть ниже, уже пробегает трещина рассвета. Только сейчас N обнаружил, что он без очков. Потому царапина казалась расщелиной. Он направился в сторону света, да и голос с каждым шагом крепчал. Небо скрипело над головой. Неужели разразится дождем?
Созвездия на ощупь оказались замками. Мелкие звезды – гвоздочками. Рассвет – тонкой прорезью между крышкой неба и ложем. Вся надежда на голос, на сон... Быть может, этот человек его спасет. Быть может, он сторож ночной. Где же ты, где, sotto voce? "Сотто воче!" - заорал во всю глотку N.
И голос возник. Он был здесь. Ворочаясь в улице Терра, бьясь о небо в утлой последней постели, N, наконец, узнал этот тембр. Это был его стон.

________
* вполголоса (итал).


(34 comments) - (Post a new comment)


[info]liza_bam
2003-10-31 07:23 am UTC (link)
Ух, как лихо!

(Reply to this) (Thread)


[info]avrukinesku
2003-10-31 07:46 am UTC (link)
Что, страшно было?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]liza_bam
2003-10-31 08:36 am UTC (link)
Нет, страшно не было. И про то откуда голос я догадалась с первой строки. Очень динамично, прямо запыхалась к концу.

Какие у Вас святки случились на картинке.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]avrukinesku
2003-10-31 11:38 pm UTC (link)
С первой строки? Значит, задолго до меня.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]liza_bam
2003-10-31 11:56 pm UTC (link)
Ну в общем, я догадалась по названию. И потом-- начиталась всяких латинусов.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]avrukinesku
2003-11-01 12:04 am UTC (link)
Ну вот. Вначале с первой строки, а теперь уж и по названию. В следующий раз скажете - "по автору", а потом и вовсе - "до чтения". Я, кстати, ни одного приличного хоррора у латинусов не встречал. Не присоветуете ли?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]liza_bam
2003-11-01 12:28 am UTC (link)
Ладно крючкотворстовать-то.
Да хоть бы пресловутый Заброшенный дом. Или вооот -- про то как муравьев выживали... Кортасар в расказах весь довольно страшный. А про конфетки, по-моему Лидия называется -- тоже очень мило. Я никогда не помню названий, но дома взгляну.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]avrukinesku
2003-11-01 12:58 am UTC (link)
"Заброшенный дом" не читал, но и название как-то не предполагает. Чей он? Кортасара так и не научился читать. Про умравьев и конфетки тоже впервые слышу. Чьи они? По-настоящему страшно было только По читать в детстве. И фильм Evil Dead там же. "Страшный рассказ" Борхеса Therе are more things (двойная пародия: на Лавкрафта, пародирующего Борхеса) - скорее смешной.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]liza_bam
2003-11-01 01:04 am UTC (link)
Все -- Кортасар.
У меня все пока Кортасар. Я недавно на слабо читала, четыре тома подряд. Но Заброшенный дом мне сразу понравился, несмотря на то, что он вообще-то про революцию.
Он напоминает По, кстати.

Борхес мне тоже не страшно совсем, скорее весело.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]avrukinesku
2003-11-01 01:11 am UTC (link)
В сборниках страшных рассказов обычно один другого страшнее. Кровь в жилах леденеет от скуки. То же и с научно-фантастическими произведениями (за редким и).

PS Страшный рассказ - не жанр, а качество.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]liza_bam
2003-11-01 08:05 am UTC (link)

Научная фантастика -- это про позитронные анизотропы? Да, это скучно. Восхищение 500 медных заклепок меня тоже миновало.

Угумс, так вот из того что есть у Мошкова -- Кортасар (я его словно продаю, ей Богу)

http://www.lib.ru/INPROZ/KORTASAR/hk_home.txt
Захваченный дом. Хороший рассказ.
Пожалуй лучшее что я у него читала из серьезного.

http://www.lib.ru/INPROZ/KORTASAR/hk_tsirz.txt
Цирцея. Про конфеты. Стивенкинговский. Мрачныыый...

http://www.lib.ru/INPROZ/KORTASAR/hk_gift.txt
Отрава. Тоже похоже на Кинга, но в его реалистичной ипостаси. Правда несколько сопливый.

http://www.lib.ru/INPROZ/KORTASAR/hk_tsefl.txt
Борхесоподобный. мрачный бестиарий.

http://www.lib.ru/INPROZ/KORTASAR/hk_tsirz.txt
Жутко сентиментальный рассказ, один пожарный плакал навзрыд. Нестрашный. Сдается, Вам бы он понравился, несмотря на его простодушие.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(Deleted post)

[info]liza_bam
2003-11-02 07:30 am UTC (link)
Язык у него расплывчатый, верно. Но мне нравятся зануды. Похоже -- не знаю, наверное проработанностью деталей и такой знаете, вязкостью, что перестаешь понимать, правда или нет.

Но Кортасар конечно растет из другого места, чем Борхес -- сплошная голая эмоция, он ничего не значит, просто -- вот, господа, вот таким образом обстоят дела. Непрерывность парков похожа на эшеровскую картинку.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]avrukinesku
2003-11-02 07:53 am UTC (link)
Ну, по части вязкости Б-с как раз не очень силен. Где это он вязок? К-р же заваливает бытовщиной, никчемными деталями, не знаю, что есть "проработанность". Как у Кукрыниксов, что ли?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]liza_bam
2003-11-02 08:40 am UTC (link)
Ну что ж прямо так кукрыниксы. Мне это напомнило Энциклопедию вымышленных существ. Кроме того, у него был такой очень большой рассказ, и я не помню названия -- там описывля целый мир, со ссылками на картографов, первооткрывателей, даже вроде ботаников. Очень детализированное такое было изложение.

Мне очень нравятся незначащие детали. Мне, кстати, вот это Иерка понравился именно этим. Видите ли, мне кажется, что если проработано умом, логикой каждая деталь изложения -- то это делает вещь шарадой. То есть прочитать -- напрячься и понять. Вероятность того, что будь у тебя тот же ассоциативный ряд что и у автора -- ты бы понял ВСЕ. Это интересно.

Но не менее интересно, если детали изначально никак не помечены смыслом -- это как в реальном мире получается. Скажем, вот кино есть такое, City of the Lost Children -- я его смотрела раза четыре. Там куууча деталей, очень странных, с сюжетов в общем никак не связанных. Просто как окно. Смотри себе -- чего высмотришь -- все твое.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]avrukinesku
2003-11-02 09:07 am UTC (link)
"Тлён, Укбар..."? Весь рассказ-то (гигантский для Б-са) - на 12 страничках, и там описано мироздание. Детали хороши, когда работают. У Йерки они и "делают" атмосферу. У Б-са что ни деталь (обычно), то "бездна", и даже в "City of" - они доказывают этот сновиденный город. К-р же, сколь могу судить, записывал все, что приходило в голову, в голову же приходило все что попало. По этой логике Вам должен нравиться реестр описи ангара.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]liza_bam
2003-11-02 09:31 am UTC (link)
Собственно я уже поняла, Вам неряшливость его претит.
Ннну... Мне нравятся словари, разрозненные фотографии чужих людей, магазины подержанных безделушек -- да, наверное ангар пошел бы.

Читать -- как и смотреть -- про слушать не знаю -- можно ведь по самым разным причинам.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]avrukinesku
2003-11-02 09:46 am UTC (link)
С др. стороны, уж лучше неряшливость Кортасара, чем аккуратность Айтматова, имя ему легион.

(Reply to this) (Parent)


[info]avrukinesku
2003-11-01 08:25 am UTC (link)
Потщился который "на Борхеса похож". Не вышло: сошел с дистанции. Чем похож-то? Б-с писал иным (лапидарным) языком, каковым на этом (испанском), говорят, не писал никто. Ни до, ни после. У К-ра же водянисто, необязательно, и только и происходит, что ничего не происходит. Ни в языке, ни в сюжете. Вот разве "Непрерывность парков" хороша: недосказанность есть и даже интонация. И атмосфера.

(Reply to this) (Parent)


[info]mirabiliss
2003-10-31 03:15 pm UTC (link)
а что на этой картинке?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]avrukinesku
2003-10-31 11:39 pm UTC (link)
Моя давнишняя любимица - Р.Варо.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]liza_bam
2003-11-01 12:40 am UTC (link)
Можно ссылку, а то лень и любознательность -- смертельные враги. Наседают с обоих сторон

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]avrukinesku
2003-11-01 12:47 am UTC (link)
Идите в почту! То есть: можно. Шлю с нарочным. А то отдельные российские издательства повадились ее воровать из частных коллекций и без ссылки. Чтоб и остальные не покрали - только для Вас.

(Reply to this) (Parent)

нельзя ли
[info]don_carlos
2003-11-02 10:46 am UTC (link)
и мне ссылку в почтовый ящик, интересно стало. и - да, с праздничком, уважаемый А.!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]avrukinesku
2003-11-02 11:34 am UTC (link)
Холуй-инн? Взаимно. Ступайте на почту.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

большое спасибо
[info]don_carlos
2003-11-02 12:16 pm UTC (link)
все письма и посылки дошли благополучно.
отчего ж холуй-инн, мы более день Мертвых имели в виду.
Вы знакомы с творчеством Лауры Эрнандес? Laura Hernandez.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]avrukinesku
2003-11-02 06:43 pm UTC (link)
Шлите, если есть.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Лаура и её картины
[info]don_carlos
2003-11-04 11:29 am UTC (link)
есть только книга - каталог с выставки. прислать могу лишь результаты поиска в google, но там тоже кое-что есть. например, http://artscenecal.com/ArticlesFile/Archive/Articles1998/Articles1198/LHernandezA.html

(Reply to this) (Parent)


[info]konstik
2003-10-31 08:03 am UTC (link)
Да. Сотовый телефон надо класть в ящик.

(Reply to this) (Thread)


[info]avrukinesku
2003-10-31 11:40 pm UTC (link)
И холодильник.

(Reply to this) (Parent)


[info]9000
2003-10-31 09:11 am UTC (link)
Краса.
Идите в Стивены Кинги ;-)

Стёбный поворот темы -- старый анекдот: "вчера напился вдрызг, иду-шатаюсь, вдруг слышу -- сзади кого-то бьют; оборачиваюсь -- меня!"

(Reply to this) (Thread)


[info]avrukinesku
2003-10-31 11:40 pm UTC (link)
Чтобы говорили: "Наш советский Стивен Кинг"?

(Reply to this) (Parent)


[info]mirabiliss
2003-10-31 11:05 am UTC (link)
жутко..
напомнило, т.н. вложенные сновидения:
когда снится, что ты спишь и видишь сон, что ты спишь и т.д.
и чтобы проснуться обратно из этих лабиринтов, в каждом из этих снов , в которые проваливаешься,
есть единая фоновая деталь (звук или запах),
инстинкт самосохранения доводит эту деталь до апогея неприятия и превращает в кошмар, который в итоге оказываетя реальностью и будит меня там,
где надо, то есть в самом начале.

(Reply to this) (Thread)


[info]avrukinesku
2003-10-31 11:49 pm UTC (link)
Матрешечные сны. Говорят, признак рефлексии.

(Reply to this) (Parent)

Ксюта
(Anonymous)
2003-11-01 07:40 am UTC (link)
:) а помоему на Кортасара не похоже,
жанр может быть один, а само по себе не похоже:)
только"заглушало бубнение" слух режет:)
....мне просто так понравилось.. без похожестей... на кого бы то ни было:)

(Reply to this)


(34 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…