Avrukinesque (avrukinesku) wrote,
Avrukinesque
avrukinesku

Categories:

Неповторимость повторения

Вполне себе аргентинское начало:
"Против элеатов, отрицавших движение, выступил, как известно, Диоген - именно выступил, так как не сказал ни слова, только прошагал несколько раз взад и вперед, полагая, что тем самым доказал противное".

Изысканнейшая книжица - "Повторение" С.Керкегора (изд. Labyrinth). На обложке дважды повторяется заглавие, т.е. слово "Повторение" (но умно - на языке оригинала) и фамилия автора. Задняя обложка идеально повторяет лицевую, опровергая керкегоровскую оду повторению: она ведь таки задняя и корешок у нее справа. В неположенном месте. Отражение тем самым полузеркальное, полусновидческое. В том-то и прелесть "неправильного" повторения. После Гераклита, тем более, хоть потоп. Но несогласие с Керкегором нимало не "портит" книгу. Да и повторение его - это скорее возврат, чем копирование мгновения.

На второй странице - шутка в духе пражского мага:
"Поэтому повторение, если оно возможно, делает человека счастливым, тогда как воспоминание несчастным, если, конечно, человек даст себе время пожить, а не сразу, в самый же час своего рождения, постарается улизнуть из жизни под каким-нибудь предлогом, типа: прошу прощения, забыл кое-что прихватить с собой".

Хотя от "типа" современный читатель невольно и вздрогнет. Но не каждый. Чудовищная сторона повторения как умонастроения, как наваждения (от суповых банок Уорхола до механической "музыки" и техно языкового - всех этих "типа", "цца", "позиционировать", унылого лукошка "обсценных" слов и пр.) - это повторение, извержение, цунами, сносящее последние отличия между мастерством и выходкой, - не нашло своего Иова. Своего Керкегора. Или человека, способного мастерски, с завораживающей красотой выписать этот, наступивший и настоящий, закат. Зато нашло певцов. Была потрясающая советская песня (70-х?) с повторяющимся и повторяющимся, и повторяющимся припевом на уровне критского парадокса:

Не повторяется.
Не повторяется,
Не повторяется такое никогда-а-а.

Но вернемся к Керк(ь)егору. Недаром то или иное имя становится классическим. Среди повторений, сентиментальности и монотонности у него вдруг наткнешься на фразу, которую, раз прочитав, не забудешь:

"Иов - полноценный человеческий вклад в великую тяжбу между Богом и человеком, в обширный и ужасный процесс, основанный на том, что все является испытанием."

Или образ. Вонзающийся в память, "как топор в замерзшее море". То ли вопреки, то ли благодаря повторению:

"При раскопках Геркуланума и Помпеи находили все на своих местах, как было оставлено хозяевами. Живи я в то давнее время, позднейшие археологи, пожалуй, с изумлением откопали бы человека, который размеренно шагал взад и вперед по комнате."
Subscribe

  • (no subject)

    Количество людей, которых периодически что-то "заставляет задуматься", заставляет задуматься.

  • Argumentum Sosisologicum

    "И все таки они вертятся" Если вы украли большую сумму денег (речь не о П-не, вы удивитесь), то меры предосторожности известны. Старайтесь с…

  • (no subject)

    Давно уж я привык укладываться поздно Не успел запостить мандельштамовское про золотистый мед, как напала бессонница, в борьбе с которой заглянул…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment