Селедка без лука выглядела потерянной. Покойник чистоту любит. Мороженое грелось в бумажном стаканчике.
Эти метафоры нас "подкупают" своей неприкрытой человечностью. Антропоморфные метафоры, пишет исследователь картин мира, были фундаментом для античной и средневековой культур. В Новое время пришла машинная метафора (мир как часы), а нынешнее познание опять же падко на антропоморфятинку. Встречаются также метафоры "мир-топка", "мир-текст", "мир-компьютер" и, конечно, "мир-взрыв". Еще, напомню, был "мир-сказка". Рассказанная, впрочем, идиотом. Нынче же, стало быть, многие видят мироздание как баранину, влюбленную в чеснок.
Думается, все названнные и неназванные миры (включая "мир-селедку" или гностическую фантазию о третьесортном Творце) сосуществуют в различных и, так сказать, формально современных нам душах. В том смысле, что каждый избирает себе мир либо "заброшен" в ту или иную его метафору. В каком ты мире? - вопрос, рождающий вопросы. Вероятно, это не худшая из рефлексий. Если забыть о хронической грезе проснуться, наконец, в "мире-часы" и переустроить всю жизнь с взрыва, баранины, топки, селедки, хаоса, кинзы, чеснока, рек, морей и потопов утраченного времени, комфортных роптаний по поводу вешних утрат, добавьте укроп, - на порядок, дисциплину, часы, сияющий плац, Канта, Штольца, цель, бурю и натиск, - то живу я в мире "огромный незавершенный роман".
Один из друзей проживает в мире завтрашний день, другой - в дне позапрошлом, третья - в дне, когда мы сойдемся, четвертый - в сыре с вином. Тьма людей отбывает срок в мире борения с супостатом. Кто-то живет в кинозале. Процветает мир как обман. Стынет мир как вчерашний ужин. И полмира занято бегством из пятницы в пятницу.
А вы из которой метафоры будете? Антропоморфна ли она?